Анализ проблем в сфере страховой медицины
Медицинская газета,
1 ноября 1996 г.
Идти своим путем или развиваться диалектически? 1564 просмотра
Наша страна занимает первое место в мире по количеству стационаров, коечного фонда, научно-исследовательских институтов, учебных заведений. Россия по-прежнему располагает самым большим количеством врачей. И наряду с этими показателями оснащенность лечебно-профилактических учреждений оставляет желать много лучшего.
Мы, как и раньше, уступаем другим странам в области комфорта в ЛПУ, квалификации большинства специалистов (клиники, находящиеся в ведении правительства РФ, не имеются в виду). Для лечения самых высоких государственных чиновников приглашали и приглашаем зарубежных врачей, работающих в этой самой критикуемой нами дорогой страховой модели медицинского обеспечения.
Зачем пилить сук, на котором сидим?
К настоящему времени труд врача потерял престижность и стал низкооплачиваемым. Большинство из них, работающих в ЛПУ, особенно на тяжелых участках, представлены старшей возрастной группой. Не пополняется поликлиническое звено и средним медицинским персоналом. Условия труда изменились, врач должен владеть не только современными специальными знаниями, технологией, но и иметь экономические навыки, постоянно совершенствовать профессиональный уровень, заботиться о качестве оказанной медицинской помощи, проходить соответствующие аттестации.
Учитывая, что один из критиков российской системы ОМС, автор статьи «Реформы и здравоохранение в России: идти своим путем» профессор П.Григорьев является главным гастроэнтерологом Минздрава РФ, приведу ряд примеров, свидетельствующих о не самом рациональном развитии практической медицины в нашей стране. В области исследований физиологии пищеварения успехи российских ученых настолько значительны и убедительны, что трудно их не продемонстрировать. Внутриклеточное пищеварение открыл и детально изучил И.И.Мечников. И.П.Павлов является автором фундаментальных исследований внутриполостного пищеварения. Наконец, А.М.Уголев открыл и описал концепцию пристеночного пищеварения. Зарубежные исследователи тут же на основе ее разработали ряд комплексных решений в лечении больных гастроэнтерологического профиля, синтезировали целый ряд фармакологических препаратов. Все это было сделано в целях улучшения медицинского обслуживания своих граждан и размещения своих технологий на мировом рынке сбыта. В нашей стране до сих пор вы не столкнетесь с массовым применением ферментативных систем при диагностике и лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Кстати, вопреки утверждению П.Григорьева, в настоящее время у нас работает не американская модель страхования как по принципам медицинского обеспечения, так и по системе финансирования. Хорошо известно, что финансирование американской национальной программы медицинской помощи составляет более 12 проц. национального валового дохода. Система включает частный и государственный сектор ЛПУ, при этом значительный процент граждан остается не застрахованным и не обеспеченным медицинской помощью.
В условиях развития новых экономических отношений Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» фактически спас наше здравоохранение от развала. Об этом достаточно выразительно свидетельствуют материалы выступавших специалистов на Пироговском съезде врачей.
Помнить истоки
Говорят, что русский мужик силен задним умом. Большинство специалистов, участвовавших в формировании нормативной базы страхового дела, не могли себе представить его развития в условиях нашей страны. Во-первых, у нас всегда прогноз не совпадал с мнением специалистов, которые оценивают ту или иную систему. Во-вторых, всегда можно ругать тех, кто что-то разрабатывал и не сумел предвидеть те или иные особенности работающей модели. И наконец, в-третьих, принцип умения воздать диалектическим ошибкам прошлого всегда живуч. Да, надо было думать, размышлять. Но в условиях становления экономики нового типа, экономического кризиса, кризиса задолженности и других явлений теория рационального ожидания не только бесполезна, но и вредна.
Развитие ОМС, к примеру, в Москве в 1994 г. было заранее обречено на финансовый голод и провал чиновниками от медицины. Московская модель развития ОМС (т.е. территориальная программа ОМС) обеспечивалась московским городским фондом ОМС по пяти статьям (1, 2, 9,10, 14). Остальные статьи финансировались из медицинского бюджета. Московские ЛПУ в течение восьми месяцев 1994 г. не получили ни копейки от органов здравоохранения. Это было сделано и умышленно, в целях провала развития ОМС. А кроме того, административная система здравоохранения не готова была жить по-новому. То же самое можно сказать о сложных девяти месяцах 1996 г. За весь этот период ЛПУ практически ничего не получили из бюджетных средств. Однако по-прежнему огромный аппарат органов управления здравоохранением исправно имеет заработную плату, ремонтирует свои офисы с применением ценных материалов, закупает дорогостоящую офисную мебель и постоянно твердит о нерациональном расходовании средств ЛПУ, получаемых из системы ОМС, инспирируя различного рода проверки в целях дискредитации ОМС.
Автор статьи «Реформы и здравоохранение в России: идти своим путем» прекрасно должен понимать, что в фазе переходного периода экономика не способна дать дополнительное финансирование здравоохранению на любом уровне и уж тем более в целях подготовки и повышения квалификации и перехода медицинской науки на рыночные отношения. Новые принципы хозяйствования должны использовать новые источники финансирования.
Агрессивность по поводу развития страхового дела в нашем государстве просто не обоснованна. Исторический опыт России в области страховой культуры занимает сравнительно небольшой период. Больничные кассы с учетом принятого государственного акта о введении медицинского страхования в 1886 г. просуществовали до 1932 г. При этом система медицинского страхования была настолько эффективна и привлекательна, что сумела пережить революцию 1917 г., гражданскую войну и была разрушена принудительно нормативными актами диктатуры чиновников. Больничные кассы того периода были рентабельными и удовлетворяющими запросы граждан.
Система нашего здравоохранения приучена к затратному механизму — получать деньги и их делить. Лишь в последние годы медицинские специалисты муниципальных ЛПУ готовы принять новую систему экономических взаимоотношений, при которой труд врача вознаграждается по количественным и качественным показателям. Такое явление следует рассматривать как результат трехлетнего опыта работы в системе ОМС. А это, в свою очередь, предполагает расширение хозяйственной самостоятельности ЛПУ, с чем никак не могут согласиться местные органы управления здравоохранением, подавляющие любые проявления самостоятельности. Более того, они готовятся стать совладельцами собственности, находящейся в системе муниципального здравоохранения.
Когда вводилась система ОМС, все думали, что средства страховых взносов будут дополнением к бюджетным. Но бюджетные средства не стали исправно поступать в ЛПУ, и совсем не потому, что их не хватает из-за появления фондов ОМС и страховых медицинских организаций (СМО). Это произошло потому, что многие чиновники в различных регионах страны перестали перечислять платежи на неработающее население в фонды ОМС, и эти средства не поступают, соответственно, частично или полностью в ЛПУ. Кроме того, по-прежнему содержится огромная сеть ведомственных медицинских учреждений, которые отвлекают деньги здравоохранения и во многих случаях дублируют работу его органов (не имеются в виду ЛПУ МПС и некоторые другие). Может, это те самые деньги, которых так не хватает федеральной системе вузов, лабораториям, клиникам НИИ.
Во многих случаях бюджетные средства стали перераспределяться на другие цели, появились ЛПУ, к которым в меньшей или большей степени проявляется благосклонность органов здравоохранения. Все забыли о том, что фонды ОМС — это финансовый орган того или иного территориального органа управления. Государственная политика по отношению к финансовым территориальным органам с учетом их сотрудничества с СМО не учитывает принципов нормативного сотрудничества и соответствующих нарушений финансовой дисциплины как в области формирования потока средств, так и в области их своевременного поступления в систему ЛПУ. Таким образом, единство общего и специфического, т.е. основание сущности, заложенное в системе ОМС, нарушается, ибо вообще не выполняется чиновниками различного уровня управления финансами, что подрывает саму идею бесплатного медицинского обеспечения. Кроме того, в условиях, когда проблема выплаты заработной платы на предприятиях России злободневна, откуда же браться деньгам? Каким же образом система может работать в условиях государственного денежного дефицита? Ведь всем понятно, что, если не выдать заработную плату работникам различных отраслей, не появятся и отчисления на медицинское страхование.
О приоритетах развития медицинской помощи
Безусловным приоритетом в оказании медицинской помощи должно стать удовлетворение потребностей гражданина в сохранении его здоровья и повышении качества жизни. Человека с его бедами не интересуют самые совершенные программы, если они не удовлетворяют его запросов или потребностей. Система ОМС разумно полагает, что здоровый платит за больного, богатый за бедного. В этом плане средства бюджета и ОМС должны бы были обеспечить удовлетворение всех приоритетов граждан. Однако система работает таким образом, чтобы поддерживать хотя бы уровень заработной платы, не осуществляя восстановления эксплуатируемого оборудования, технологий и других ресурсов. Отсутствуют средства на неработающее население, которые и должны решить оставшиеся проблемы.
Оказание медицинской помощи осуществляется за счет средств, собранных конкретным регионом и по его территориальной программе в рамках требования базовой программы ОМС. В настоящее время подписано Дополнение к «Временному порядку финансового взаимоотношения и расходования средств в системе ОМС» от 24.07.96 г. № 3147/11, которое определяет их расходование медицинскими учреждениями, подведомственными Минздраву России и РАМН в системе ОМС.
Для оценки деятельности системы медицинского обеспечения следует привести в соответствие с нормативной базой множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность.
Прежде всего неукоснительное соблюдение законов РФ представителями вех инстанций, независимо от их рангов и должностей, с учетом надзора Прокуратуры РФ. Кроме того, безусловное укрепление сети ЛПУ, акцент на обслуживание пациентов поликлинической сети, дневных стационаров, стационаров на дому, укрепление специализированной стационарной сети, сокращение коечного фонда, закрытие нерентабельных ЛПУ, обеспечение равнодоступной и обязательной медицинской помощи каждому гражданину в различных географических зонах России.
Для выполнения этих задач необходимо решить кардинальную проблему: о содержании и структуре собственности здравоохранения в новых условиях хозяйствования, и в первую очередь, предоставлении в законном порядке права владения, права пользования и распоряжения имуществом лечебных учреждений. Установить объекты права собственности и принципы правопреемника в новых условиях хозяйствования с учетом мнения коллективов ЛПУ и органов здравоохранения. Опираться на развитие организационно-правовых форм деятельности врачей и среднего медицинского персонала, а также предпринимателей, выполняющих медицинские услуги, производящих изделия медицинского назначения и обеспечивающих ими, предусмотрев при этом, чтобы население получало бесплатные услуги высокого качества в рамках государственного заказа. В этом плане МЗиМП РФ сделало определенный шаг, издав приказ от 06.08.96 г. № 312 «Об организации работы стоматологических учреждений в новых экономических условиях хозяйствования», где предусмотрено покрытие нехватки бюджетных средств за счет хозяйственной деятельности ЛП. Хозрасчетная деятельность стоматологических учреждений компенсирует уровень оказания медицинской помощи и дорогостоящие технологии, не покрытые бюджетным финансированием и средствами из фондов ОМС, и разрешена в пределах рабочего времени. Деятельность такого характера осуществляется в других профильных ЛПУ, и следует надеяться, что хозрасчет, приносящий пользу, претерпит аналогичные изменения.
Реформировать здравоохранение необходимо рационально, чтобы гарантировать народу обязательный уровень оказания медицинской помощи профессионалами с использованием первоклассного оборудования и технологий. У Минздрава России и Госдумы здесь одна дорога с народом.
А.ЛАСТОВЕЦКИЙ, кандидат медицинских наук
Вся пресса за 1 ноября 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Страховое право, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Известия онлайн, 23 декабря 2024 г.
Стоимость полисов ОСАГО за год снизилась на 7%
|
|
НИА Кубань, 23 декабря 2024 г.
Кубань получит господдержку на оплату труда медиков
|
|
Интерфакс, 23 декабря 2024 г.
Страховщик Aviva купит конкурента Direct Line за 3,7 млрд фунтов
|
|
Деловой квартал-Екатеринбург, 23 декабря 2024 г.
Иван Косьмин: «У нас каждый год однозначно сложнее предыдущего. Но мы не сдаемся»
|
|
Орелград, 23 декабря 2024 г.
С Ливенской больницы взыскали штраф за недостатки в медпомощи
|
|
Dela.ru, Красноярск, 23 декабря 2024 г.
Сколько средств ОМС приходится на одного жителя Красноярского края
|
|
Business FM Новосибирск, 23 декабря 2024 г.
С 2025 года в Новосибирске ОСАГО могут начать проверять по камерам
|
22 декабря 2024 г.
|
|
car.ru, 22 декабря 2024 г.
Для каких автомобилей запчасти подорожали сильнее всего
|
|
РБК (RBC.ru), 22 декабря 2024 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
РБК (RBC.ru), 22 декабря 2024 г.
Что такое страхование ответственности директоров D&O
|
|
Коммерсантъ-Воронеж, 22 декабря 2024 г.
Венгерский страховщик потребовал с тамбовского агрария 174 млн рублей
|
|
МК в Германии, 22 декабря 2024 г.
Германия — Грядет шок в кошельке: почему в 2025 году ваша медстраховка станет дороже
|
|
car.ru, 22 декабря 2024 г.
В России взлетят цены на ОСАГО
|
|
UzDaily.uz, 22 декабря 2024 г.
Потребителей освободят от уплаты госпошлины за иски к страховщикам
|
20 декабря 2024 г.
|
|
РБК (RBC.ru), 20 декабря 2024 г.
Страховой консалтинг как способ снизить риски и затраты
|
|
Autonews.ru, 20 декабря 2024 г.
Цены падают, выплаты — растут. Что случилось с рынком ОСАГО к концу года
|
|
Финмаркет, 20 декабря 2024 г.
Автостраховщики начали заключать договоры ОСАГО на новых территориях РФ с конца декабря 2024 года
|
 Остальные материалы за 20 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|